Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
Теория культуры
Культура - это окружающее нас знаковое пространство. Как оно устроено? Какие тут могут быть выявлены закономерности? Какие методологические подходы могут быть использованы для познания культры? Каковы особенности современных знаковых систем?
Об этом - настоящий раздел.
Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.
|
| АвторАлексей Коваленок | | В статье содержатся размышления автора по поводу роли и значимости искусства позднего советского периода, которое выступило достаточно значимой системой духовно-идейного самоописания советского общества 70-80 – х годов прошлого века. Разумеется при этом, что вклад разных жанров и разных персональных центров в этот сложный и диалектически развертывающийся процесс был неоднозначным, но в целом искусство, культура, духовная жизнь этого периода играли роль такого духовного, идейного, художественного камертона эпохи, поднимаясь в ряде случаев и до глубоких философских обобщений. Время через таких творцов многопланово и отнюдь нелинейно размышляло о себе. Предпринята попытка философски осмыслить все богатство и многоцветье художественных исканий той эпохи, показать, как они и сегодня влияют на наше восприятие феномена советской цивилизации. |
| Наверх | | АвторО. Ю. Бойцова, Е. А. Орех | | От светлой одежды — к светлому будущему: дискурс о цвете детской одежды в СССР 1950–80-х гг. |
| Наверх | | АвторЙорг Зоннтаг | | Средневековые монахи и монахини как создатели и распространители увеселительных игр |
| Наверх | | АвторТоман И.Б. | | «Не
говори: «Отчего это прежние дни были
лучше нынешних?» Потому что не от мудрости ты спрашиваешь об том» (Екклесиаст. Гл.7) «Прошлое
предлагает альтернативы неприемлемому
настоящему. В прошлом мы находим то,
чего недостает нам сегодня» (Лоуэнталь Д. Прошлое – чужая страна. М.,2004.
С.101) |
| Наверх | | АвторИльин А.Н., Панищев А.Л. | | Наверх | | АвторГульназ Коваленко | | Данная лекция была разработана автором в контексте чтения элективного курса «История материальной культуры» для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». |
| Наверх | | АвторБеляев И.А., Беляева Н.А. | | Статья посвящена исследованию возможных структурно-функциональных оснований демаркации культуры, субкультуры и контркультуры. Руководствуясь положениями о сущности и структуре культуры, разработанными Д.В. Пивоваровым, автор выявляет и анализирует соотношения смыслозадающих сакральных идеалов и социально-институциализированных светских идей, свойственных базовой культуре, составляющим ее субкультурным и сосуществующим с ней контркультурным образованиям. |
| Наверх | | АвторБиблиотека "Культурология" | | Этимология слова «культура», его употребление и смыслы на протяжении европейской истории. Появление слова «культура» России. |
| Наверх | | АвторНайдорф М.И., к. филос.н. | | Большинство
классических наук (если не все) разрабатывают средства анализа и практикуют его
в своей предметной сфере. Можно считать общепризнанным, что в истории любой
науки этап перехода от описания материала и его систематизации к овладению аналитическими
процедурами служит признаком её зрелости. |
| Наверх | | АвторСанжеева Л.В., д-р культурологии | | Статья раскрывает содержание понятия «менталитет» и его структуру в модели мира. Основное внимание в работе автор акцентирует на соотношении понятий «образ мира», «картина мира», «модель мира»
в культурологическом ракурсе исследования. Предлагается ментальная конструкция, отражающая смысл
бытия культуры. |
| Наверх | | АвторОлег Чулков, к.филос.н., доцент | | Это совсем не то, что в Вестфалии и в замке господина барона; если бы наш друг Панглос побывал в Эльдорадо, он не утверждал бы более, что замок Тундер-тен-Тронк — лучшее место на земле. Вот как полезно путешествовать! Ф-М. Вольтер, Кандид, или Оптимизм |
| Наверх | | АвторТатьяна Ропот | | Понятие
«повседневность» сегодня прочно вошло во многие научные дисциплины. Однако еще
не утихают споры о том, что же такое «повседневность»? Само понятие до сих пор не обрело
определенности. Сфера привычного, обыденного мало еще изучена. Как правило, ее исследование начинается тогда, когда она становится «далеким прошлым». |
| Наверх | | АвторА. М. Лесовиченко | | Принципы оценки уровня развития художественной культуры европейского типа |
| Наверх | | АвторМ.Н. Гурари | | Традиции деревянного зодчества как профессиональный опыт архитектора
|
| Наверх | | АвторРозин В.М., д-р философ.н., проф. | | Настоящая публикация представляет собой несколько глав из книги "Культурологические исследования ". Даётся общая характеристика культурологии. Приводится краткий очерк её становления. Описывается предмет культурологии. Разбираются дилеммы культурологии. Приводятся основные концепции (парадигмы) культурологии. |
| Наверх | | АвторЛалетин Дмитрий Александрович | | «Идолы теорий» Ф. Бэкона в культурологии
(некоторые особенности парадигматики современного российского обществознания) |
| Наверх | | АвторШарикова Е.В. | | Культура повседневности - одна из составляющих
культуры эпохи в целом. На микроуровне она воплощает смыслы и ценности своего
времени. Каждая культура на конкретном этапе своего развития характеризуется
специфическими нормами поведения, степенью их строгости, а также различными
повседневными привычками. |
| Наверх | | АвторШарикова Е.В. | | Понятие «гигиеническая культура» в последнее время все чаще употребляется в средствах массовой информации, в основном в рубриках, посвященных проблеме воспитания подростков, проблеме гигиены в составе физической культуры, а также в разделе валеологии. В этом случае говорится о конкретных гигиенических нормах и необходимости их соблюдения с точки зрения современной медицины. Между тем, понятие «гигиеническая культура» включает в себя значительно больше смыслов, и анализ их с социально-философских позиций может быть довольно продуктивным. |
| Наверх | | АвторЕлена Романенко | | Культурный процесс, на мой взгляд, может и должен осуществляться в двух форматах. Условно назовем их так: формат «частотных модуляций» - «ЧМ» и формат «длинной волны» - «ДВ». Культурный формат «ЧМ» - это детище высоких технологий в массовом культурном производстве. Это грандиозное достижение современной техники доставки информации, которое обеспечивает культурному продукту глобальную распространенность и массовый охват потребителей. При этом есть возможность добиться высокой степени избирательности пристрастий и удовлетворить даже узкие группы интересов. |
| Наверх | | АвторКарнажицкая Т.В. | | Культурология - это не просто новая наука, это метод и средство познания и существования, особая система мировоззрения и мироосвоения. |
| Наверх | | АвторРоберт К. Мертон | |
Это эссе было первоначально опубликовано в 1942 году под названием «Наука и технология в условиях демократического порядка». В нем представлены основные принципы, на которых базируется этос науки, то есть этические ценности, разделяемые всеми учеными. Благодаря применению этого этоса деятельность ученых столь продуктивна и столь отличается от болтовни и агитации идеологов и политиков. Примечания автора сделаны позднее. |
| Наверх | | АвторТруфанов С.Н. | | Полагая, что работа над этой книгой продлится ещё не один год, автор посчитал возможным опубликовать уже готовую её первую часть отдельно. К данной публикации дано только временное предисловие, которое в окончательном варианте будет изменено. |
| Наверх | | | АвторАлексей Савватеев, Андрей Минаев | | С профессором Российской Экономической Школы А.В. Савватеевым беседует студент этой школы - Андрей Минаев. Интервью предназначалось для NES Alumni Magazine
(внутреннего издания РЭШ), но не было принято редакцией. Текст является в определенной степени интроспекцией научного сознания, а также содержит ряд нетривиальных мыслей о семантическом пространстве России и том месте, которое в нём занимает наука. |
| Наверх | | АвторД.В. Пивоваров, д-р. философ. н., проф. | | В статье
обсуждаются самые важные парадоксы, с которыми обычно сталкиваются футурологи,
пытающиеся прогнозировать общий ход будущих исторических событий и культур.
Автор присваивает этим парадоксам следующие названия: «антиномия ученого
незнания», «парадокс нового» и «парадокс эмерджентного эффекта». Обзор
названных парадоксов завершается выводом о том, что широкомасштабные и долгосрочные «научные
предвидения будущего», претендующие на истинность, по сути, невозможны. |
| Наверх | |
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 51 - 75 из 134 |
|
|
|