Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ Культуролог в Facebook
Это важно!
Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.
Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.
Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863
Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги, просто нажмите на кнопку внизу страницы.
Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.
Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.
|
Теория культуры
Культура - это окружающее нас знаковое пространство. Как оно устроено? Какие тут могут быть выявлены закономерности? Какие методологические подходы могут быть использованы для познания культры? Каковы особенности современных знаковых систем?
Об этом - настоящий раздел.
Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.
|
|
Автор
Лалетин Дмитрий Александрович, Воронежский гос. пед. ун-т
|
Полное авторское название: «Идолы теорий» Ф. Бэкона в культурологии
(некоторые особенности парадигматики современного российского обществознания)
|
Наверх
|
|
Автор
Шарикова Е.В.
|
Культура повседневности - одна из составляющих
культуры эпохи в целом. На микроуровне она воплощает смыслы и ценности своего
времени. Каждая культура на конкретном этапе своего развития характеризуется
специфическими нормами поведения, степенью их строгости, а также различными
повседневными привычками.
|
Наверх
|
|
Автор
Шарикова Е.В.
|
Понятие «гигиеническая культура» в последнее время все чаще употребляется в средствах массовой информации, в основном в рубриках, посвященных проблеме воспитания подростков, проблеме гигиены в составе физической культуры, а также в разделе валеологии. В этом случае говорится о конкретных гигиенических нормах и необходимости их соблюдения с точки зрения современной медицины. Между тем, понятие «гигиеническая культура» включает в себя значительно больше смыслов, и анализ их с социально-философских позиций может быть довольно продуктивным.
|
Наверх
|
|
Автор
Елена Романенко
|
Культурный процесс, на мой взгляд, может и должен осуществляться в двух форматах. Условно назовем их так: формат «частотных модуляций» - «ЧМ» и формат «длинной волны» - «ДВ».
Культурный формат «ЧМ» - это детище высоких технологий в массовом культурном производстве. Это грандиозное достижение современной техники доставки информации, которое обеспечивает культурному продукту глобальную распространенность и массовый охват потребителей. При этом есть возможность добиться высокой степени избирательности пристрастий и удовлетворить даже узкие группы интересов.
|
Наверх
|
|
Автор
Карнажицкая Т.В.
|
Одной из характерных черт нашей культуры является всеобщее стремление к реформированию и обновлению. Данные процессы охватывают практически все сферы культуры: от экономики до духовности.
Система образования, будучи одной из сфер культуры, с одной стороны достаточно устойчиво опирается на ее экономический фундамент, с другой стороны устремляет свои идеи к духовному совершенствованию всего человечества.
|
Наверх
|
|
Автор
Труфанов С.Н,
|
 |
Авторское интерпретация семантического контекста эпохи и философии Канта ("Критики чистоко разума", прежде всего, "Трансцендентальной эстетики").
| |
Наверх
|
|
Автор
Миронов А.В.
|
Настоящий материал представляет собой главы из книги "Философия науки, техники и технологий " (М., МАКС Пресс 2014).
|
Наверх
|
|
Автор
Алексей Савватеев, Андрей Минаев
|
С профессором Российской Экономической Школы А.В. Савватеевым беседует студент этой школы - Андрей Минаев. Интервью предназначалось для NES Alumni Magazine
(внутреннего издания РЭШ), но не было принято редакцией.
Текст является в определенной степени интроспекцией научного сознания, а также содержит ряд нетривиальных мыслей о семантическом пространстве России и том месте, которое в нём занимает наука.
|
Наверх
|
|
Автор
Д.В. Пивоваров, д-р. философ. н., проф.
|
В статье
обсуждаются самые важные парадоксы, с которыми обычно сталкиваются футурологи,
пытающиеся прогнозировать общий ход будущих исторических событий и культур.
Автор присваивает этим парадоксам следующие названия: «антиномия ученого
незнания», «парадокс нового» и «парадокс эмерджентного эффекта». Обзор
названных парадоксов завершается выводом о том, что широкомасштабные и долгосрочные «научные
предвидения будущего», претендующие на истинность, по сути, невозможны.
|
Наверх
|
|
Автор
Лосева О.А., докт. филос. наук, проф. каф. культурологии
|
Обзор историософских концепций - начиная с Геродота и до наших дней.
|
Наверх
|
|
Автор
Павел Герасимов
|
Может ли учёный работать без идеологии? Отечественная наука берёт своё начало с Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Какая идеология, какой нравственный и философский посыл , по его мнению, должен лежать в основании российской науки?
Об этом - доклад, прочитанный 7 ноября на круглом столе между Хабаровской духовной
семинарией и Тихооеканским государственным университетом (ТОГУ)
Хабаровска в рамках 7-х Димитриевских образовательных чтений.
|
Наверх
|
|
Автор
М.В. Гуреев, к. филос. н., доцент
|
Если вспомнить историю становления научного знания, то налицо тот факт, что церкви, монастыри, богословские институты и т.п. заведения были одним из первоначальных и главных оплотов познания как такового и научного знания в частности. Во всяком случае, данная ситуация была характерна для территории Европы и зарождающегося русского государства. Несомненно, познавательные стратегии человечества были тесно связаны с Богопознанием, хотя в дальнейшем и наметился раскол познания на «чистую» науку и богословскую.
|
Наверх
|
|
Автор
Д.В. Пивоваров, д-р философ.н., проф.
|
В статье даётся общий обзор конкурирующих эпистемических (от греч. epistēmē знание) тенденций - авторитарного монизма (сциентизма) и анархического плюрализма (асциентизма). Анализируется такая форма сциентизма как феномен обожествления учёного (на основе образа Исаака Ньютона).
|
Наверх
|
|
Автор
Евгений Ивахненко, д.ф.н., проф.
|
Автор рассматривает феномен эмиссии знания (по аналогии с денежной эмиссией) и установление эпистемологической зависимости всего мира от институтов образования и воспроизводства знаний США. Вероятно, это - наиболее фундаментальный уровень создающейся конструкции глобального мира, в результате чего закладывается эпистемологическое превосходство Запада над всм человечеством.
|
Наверх
|
|
Автор
Константин Фрумкин
|
В статье рассматривается измения морали за последние сто лет, а также актуальные сегодня этические концепции. Ставится вопрос о направлениях дальнейшкго развития морали и указываются возникающие в связи с этим проблемы.
|
Наверх
|
|
Автор
М.В. Гуреев, к. филос. н., доцент
|
Авторское название: Роль моральной кодификации в развитии общества
|
Наверх
|
|
Автор
Андрей Карпов
|
Эстетическое начало присуще человеку, но его проявления меняются с ходом истории. Сегодня мы стоим на пороге масштабного перерождения эстетики, в результате которого может появиться качественно новое "третье" искусство, которое настолько же отличается от привычного искусства нашего времени, как оно - от синкретического искусства.
Скачать текст статьи без картинок>>>
Скачать текст статьи с картинками>>>
|
Наверх
|
|
Автор
С.Н. Труфанов
|
Одно дело –
ход возникновения и подготовительные
работы
какой-либо науки,
и совсем другое – сама эта наука.
Г.В.Ф. Гегель
|
Наверх
|
|
Автор
Александр Фельдман
|
"Красота избавляет от пустоты"
О красоте (и чуть-чуть о красоте в художественной фотографии)
|
Наверх
|
|
Автор
Николаева Е.В., канд. культурологии, доцент
|
В культуре новейшего времени, наполняющейся все новыми технологиями производства культурных артефактов, становится очевидной принципиально иная сущность произведения искусства и способов его бытования.
|
Наверх
|
|
Автор
Александр Фельдман
|
"свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи..."
Где дух не водит рукой
художника, там нет искусства.
Леонардо да Винчи
Все художественное эстетично, но
не все эстетичное художественно.
А. Ф. Лосев
|
Наверх
|
|
Автор
Татьяна Ропот, канд. искусствоведения
|
“... тоталитарная идея живет в сознании
интеллектуалов везде.”
Дж. Оруэлл.
|
Наверх
|
|
Автор
Константин Белов
|
Полон
заслуг, однако поэтическим
жительствует человек на этой земле.
Гёльдерлин
Невозможное – невеста
человечества,
и к нему летят наши души.
Андрей Платонов
|
Наверх
|
|
Совершенство Божие являет нам Истину, Добро и Красоту. Таким образом, эти понятия имеют единый корень и изначально взаимоувязаны. Совершенная эстетика неотделима от этики и онтологии. Но человек в нынешнем его состоянии – существо падшее. Он не способен быть носителем подобной культуры. Человек тяготеет к греху, и грех через человека входит в культуру и становится одним из культурообразующих факторов.
|
Наверх
|
|
Автор
Казин А.Л., д-р философ.н., проф.
|
Эстетика русской истории. Искусство и общество.
|
Наверх
|
|
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 51 - 75 из 105 |
|
|
|