Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
Слово (язык и литература)
Всякий народ начинается с языка. Через язык происходит самоосознание, – это справедливо как для человека, так и для любого сообщества: наше понимание выражается в словах. Большинство смыслов создаются посредством языка, а остальные благодаря языку обретают формы, в которых они могут быть переданы и усвоены.
Поэтому так важно, что происходит в языке. Понять язык – значит понять культуру, а уловив изменения языковой стихии, можно получить представление о самых главных культурных процессах.
Одним из важнейших сегментов языкового пространства является литература, которую можно интерпретировать как осознанное говорение. Литературное произведение – это авторское высказывание, и, исследуя, чем люди решили дополнить культуру, можно определить, что было для них важным и составить портрет эпохи. Если же речь о современной литературе, то это –зеркало, доставляющее нам облик сегодняшнего дня.
Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.
|
| | АвторПушкин А.С. | | Это незаконченная работа 1834 года. Пушкин пытается дать очерк истории поэзии, с тем чтобы выйти на образцы современного ему стиховторного творчества. Материалом ему служит в основном французская литература. Для Пушкина очевидно, что русская поэзия не имеет такой глубокой базы, и потому неизбежно строится как подражание поэзии европейской. Отсюда и название статьи. Но какие-то выводы автору сделать не удалось. Статья обрывается, когда он хочет перейти к российким реалиям. Что, конечно, по-своему показательно.
|
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | | Наверх | | | АвторАндрей Карпов | | Смерть – неизбежный спутник человека. И для того, кто не
прячет взгляд и не заметает проблемы под ковёр, смерть становится неизбывным
вопросом, на который следует как-то ответить. А отвечаем мы своей жизнью,
которая при таком ракурсе оказывается протекающей в преддверии смерти. А поэт
отвечает ещё и своим творчеством – в той мере, в которой он живёт поэтическим
чувством. |
| Наверх | | | АвторИрина Морозова | | В статье проводится тематический анализ отечественного
полемического дискурса об условиях, причинах, движущих силах процессов
созидания/деструкции, разрушения в культуре и обществе России пореформенного
периода, получивших отражение в православной публицистике второй половины XIX –
начала XX вв. |
| Наверх | | | АвторА. В. Ленец | | В статье рассматривается ложность как нарушение основных прагматических правил речевого общения. Gриводятся примеры основных языковых маркеров, с помощью которых нарушаются категории принципа кооперации: тавто-логия, повторы, избыточность информации, ирония, метафора, литота, гипербола, подмена информации, многозначность слов и др. |
| Наверх | | | АвторОльга Тиунова | | В статье рассматриваются примеры воплощения сращенных символов дома и детей. Изучению подвергаются мифопоэтические воззрения русского народа на детство и место детей в доме. |
| Наверх | | | АвторЕлена Браковская | | Автор статьи анализирует процесс прямого и опосредованного влияния романа К. Р. Метьюрина “Мельмот скиталец” (1820) на русскую литературу начала XIX века. Обзор затрагивает творчество Пушкина (“Евгений Онегин”), Гоголя (повесть “Портрет”, 1834) и Н.Мельгунова (повесть “Кто он”, 1831). |
| Наверх | | | АвторА.А. Устиновская | | Э. По – американский поэт-романтик – был одним из любимейших авторов русских символистов, в частности – К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова. И Бальмонт, и Брюсов оставили нам свои варианты перевода баллады Э. По . Художественный перевод этой баллады стал для русских поэтов-символистов своего рода поэтическим состязанием. |
| Наверх | | | АвторНаталья Карташева | | В статье на примере сформировавшегося в русской культуре образа М.В. Ломоносова рассматривается один из элементов национальной мифологии. Национальный герой аккумулирует в себе значимые в национальной культуре ценности и воплощает стереотипные представления народа о себе самом. Морфология образа героя национальной мифологии в целом соответствует морфологии образа традиционного мифологического героя. |
| Наверх | | | АвторГ.В. Гриненко | | Эволюция знаков письменности и чисел с семиотической точки зрения |
| Наверх | | | АвторМаксим Шишков | | Взаимодействие обиходно-бытового и религиозного представлений. |
| Наверх | | | АвторА.С. Серопян | | Автор подчеркивает, что текстовое пространство в русском языке правильнее мыслить как словесность, а не литературу. И культурной основой русской словестности является семантика Православия. Только с такой позиции и следует подходить, например, к преподаванию литературы в школе. |
| Наверх | | | АвторЛюбовь Левшун, д-р филол. наук, проф. | | В статье на материале средневековой книжности slavia orthodoxa реконструируются смысл понятия «книги» в кирилло-мефодиевской традиции и рассматриваются причины и последствия постепенного угасания этой традиции в художественной литературе нового и новейшего времени. |
| Наверх | | | АвторМихаил Герман | | Доклад М. Ю. Германа, прочитанный 10 ноября 1997 г. на Международной конференции «Достоевский и мировая культура» в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского. Михаил Юрьевич Герман (1933-2018) - известный петербургский историк искусства, литератор, профессор, доктор искусствоведения. |
| Наверх | | | АвторВалентина
Ветловская | | Роль церковнославянского языка в русской культуре совершенно особенная. Именно этот язык, ставший языком богопознания, позволил нашему народу подняться над земным горизонтом, в который мы неизбежно упираемся, утрачивая свои духовные корни.
|
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | | Мы тратим своё реальное время на вымышленные истории. Почему? Чем нам интересен художественный вымысел? Что за истории люди рассказывают друг другу на протяжении многих веков? |
| Наверх | | | АвторС.Е. Никитина | | Мы выражаем себя в языке. "Мы" — это не только каждый из нас в отдельности, но и все вместе, т.е. множество, составляющее народ. И устная речь тут имеет определенное преимущество перед письменной — она более живая, а потому более чуткая. Автор занимается разработкой понятия языкового сознания на материале фольклора. |
| Наверх | | | АвторТ.Г. Струкова | | Что мы понимаем под повседневностью? Как понятие повседневности отразилось в мировой литературе?
|
| Наверх | | | АвторЛюсьен Февр | | Автор - один и основателей журнала «Анналы экономической и социальной истории», вокруг которого сложилась школа, изменившая отношение историка к изучаемому предмету. Сторонники данного подхода считали, что для объяснения событий необходимо понять образ мысли участвовавших в них людей, реконструировать мышление человека интересующей нас эпохи. Данная статься увидела свет в 1930 году. |
| Наверх | | | АвторВиктор Аксючиц | | Российское общественное мнение начиная с XIX века судит о
национальном характере русского народа не по реальной истории, а по
художественной литературе и публицистике. Общепринятым стало мнение, что герои
русской литературы выражают типы национального характера. Причины этого кроются
и в самоощущении литераторов, и в общественном мнении. У художественной
литературы свои творческие задачи, не совпадающие с потребностями изображения
«реальной» жизни. Однако это не мешало самим писателям полагать, что они изображают
вполне «реальную» жизнь. С другой стороны, общество было образовано в традиции
культуры «русского» Запада, поэтому могло судить о российской истории и
национальном характере через призму своих иллюзий и мифов. |
| Наверх | | | АвторЕкатерина Ракитина | | Немного истории, немного цитат и несколько мыслей о нашей повседневности. |
| Наверх | | | АвторЮрий Откупщиков | | Данный материал представляет собой главу из книги К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Скачать книгу полностью можно, перейдя по этой ссылке>>> |
| Наверх | | | АвторХосе Ортега-и-Гассет | | Эссе известного испанского философа Хосе Ортега‑и‑Гассета (1883–1955) написано в 1930 г. |
| Наверх | | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | | В декабре
2016 года выдающемуся учёному с мировым именем Пьеро Каццоле (1921–2015) исполнилось
бы 95 лет. |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | | В последнее время в православной среде проявилась тенденция, отрицающая пользу чтения художественной литературы. При этом под огонь критики попадает не бульварное чтиво, а классика, составляющая фундамент нашей национальной кльтуры, в частности, такие авторы, как Пушкин и Достоевский. Подобную направленность имеют, например, статьи священника Георгия Селина "Наш паровоз, вперёд лети! В коммуне остановка... " и Алексадра Буздалова "Пророчества Достоевского: мифы и реальность", опубликованные на Русской народной линии. Желание отбросить светскую культуру как избыточный и даже вредный для православного сознанияэ лемент встрчалось и ранее. Так что тенденция эта не нова. Время от времени она всплывает в истории. И определённые основания у неё есть. Но всё же Пушкина и Достоевского жалко: если мы от них откажемся, то с чем останемся? Можно ли обойтись вообще без художественной литературы? Этот вопрос нуждается в рассмотрении. |
| Наверх | |
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 1 - 25 из 173 |
|
|
|