Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
Слово (язык и литература)
Всякий народ начинается с языка. Через язык происходит самоосознание, – это справедливо как для человека, так и для любого сообщества: наше понимание выражается в словах. Большинство смыслов создаются посредством языка, а остальные благодаря языку обретают формы, в которых они могут быть переданы и усвоены.
Поэтому так важно, что происходит в языке. Понять язык – значит понять культуру, а уловив изменения языковой стихии, можно получить представление о самых главных культурных процессах.
Одним из важнейших сегментов языкового пространства является литература, которую можно интерпретировать как осознанное говорение. Литературное произведение – это авторское высказывание, и, исследуя, чем люди решили дополнить культуру, можно определить, что было для них важным и составить портрет эпохи. Если же речь о современной литературе, то это –зеркало, доставляющее нам облик сегодняшнего дня.
Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.
|
| | АвторО. В. Анисимова, И. С. Макарова | ![Александр Шабанов - Лабиринт, 2013 Александр Шабанов - Лабиринт, 2013](https://culturolog.ru//images/stories/2022/labirint.jpg) | Два древнейших архетипических
образа мирового искусства рассматриваются как структурообразующие компоненты
произведений художественной литературы на протяжении всей истории ее развития:
от античных мифов до романов эпохи постмодерна. |
| Наверх | | | АвторЕкатерина Ершова | ![Пастернак Леонид Осипович - Р. М. Рильке в Москве, 1928 Пастернак Леонид Осипович - Р. М. Рильке в Москве, 1928](https://culturolog.ru//images/stories/2021/rilke_1.jpg) | Общий обзор творчества Р.М. Рильке и места в нём «Дуинских элегий». |
| Наверх | | | АвторИнга Томан | ![Елизавета Кульман Бюст работы Паоло Катоцци, 1839 Елизавета Кульман Бюст работы Паоло Катоцци](https://culturolog.ru//images/stories/2019/elisabeth-kulmann1839.jpg) | Творчество Элизабет Кульман
(1808-1825), как и других немецких поэтов России, оказалось за пределами
общепринятой истории немецкой и русской литературы. Но не только ее. Оно
пребывает за пределами традиций, «нормального» социума, понимания, здравого
смысла, человеческих возможностей, вообще какой-либо мыслимой реальности. За
пределами жизни. |
| Наверх | | | ![Владимир Носков Иллюстрация к Беовульфу, 1975 Владимир Носков Иллюстрация к Беовульфу, 1975](https://culturolog.ru//images/stories/2019/noskov.jpg) | Применение статистических методов показывает, что у древней англосаксонской поэмы автор был один. |
| Наверх | | | АвторАлександр Перцев | ![Сандро Боттичелли Портрет Данте, 1495 Сандро Боттичелли Портрет Данте](https://culturolog.ru//images/stories/2019/dante-bottichelli.jpg) | Что такое перевод текста с философским содержанием? Зачем переводить книги о книгах? Автор статьи - переводчик труда католического мыслителя Романо Гвардини о "Божественной Комедии" Данте Алигьери. Книга Данте - каменьв фундаменте итальянской литературы и в то же время - один из столпов мировоззрения средневекового европейца. И вот итальянец, философ и богослов, пытается понять другого итальянца - поэта, содавшего нечто больше, чем поэзию - концепцию мироздания. Разве это не интересно? |
| Наверх | | | АвторАлександр Тимофеев | ![Герман Гессе Герман Гессе](https://culturolog.ru//images/stories/2017/herman_hesse.jpg) | Статья к 75-летию романа |
| Наверх | | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. | ![Памятник Ч. Диккенсу в Портсмуте, скульптор Мартин Дженнингс, 2014 Памятник Ч. Диккенсу в Портсмуте](https://culturolog.ru//images/stories/2017/pamyatnik_dikkensu.jpg) | Великий
английский романист Чарльз Диккенс (1812–1870) – наиболее родственный по духу русской классике зарубежный
писатель. |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | ![Гарри Поттер (рисунок автора - Джоан Роулинг), 1990-е Гарри Поттер (рисунок автора - Джоан Роулинг), 1990-е](https://culturolog.ru//images/stories/2015/harry_potter.jpg) | 31 июля 2015 г. исполнилось 50 лет Джоан Роулинг,
создавшей самое коммерчески успешное произведение в истории литературы - эпопею
о Гарри Поттере. |
| Наверх | | | АвторКонстантин Фрумкин | ![Жильбер Гарсен "Огромный выбор", 2012 Жильбер Гарсен Огромный выбор](https://culturolog.ru//images/stories/2014/lembarras-du-choix.jpg) | О романе Фрэнка Герберта
«Высокое мнение» |
| Наверх | | | АвторЕлена Симонова | ![Иллюстрация к книге «Сказка на Рождество» guareski2.jpg](https://culturolog.ru//images/stories/2014/guareski2.jpg) | О книге «Сказка на Рождество» Джованнино Гуарески (иллюстрации Джованнино Гуарески). |
| Наверх | | | АвторВ.М.Толмачёв | ![Уильям Пауэлл Фрит "Чарльз Диккенс в своем кабинете", 1859 Уильям Пауэлл Фрит Портрет Чарльза Диккенса](https://culturolog.ru//images/stories/2014/william_powell_frith_portret_dikkensa.jpg) | «Рождественская песнь в прозе» (1843) Ч. Диккенса — не только классическое произведение английской литературы XIX века, но и апология Рождества как квинтэссенции британской народной жизни, «английскости». |
| Наверх | | | АвторВениамин Гудимов | ![Майкл Каган "Пилот", 2010 mkagan_2010_pilot.jpg](https://culturolog.ru//images/stories/2013/mkagan_2010_pilot.jpg) | Сюжет рассказа Станислава Лема «Терминус» внешне прост: пилот Пиркс ведет старый космический грузовик. После старта Пиркс обнаруживает, что летит на корабле, официальное имя которого фальшиво. Настоящее имеет отношения к давней трагической истории. Возвращение к этой истории Пиркса – или бегство от нее? - и составляет идею рассказа. |
| Наверх | | | АвторСимонова Е.С. | ![Роберт Ингпен (р. 1936) Иллюстрация к роману Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Джон Силвер Роберт Ингпен Иллюстрация к роману Р.Л. Стивенсона Остров сокровищ Джон Силвер](https://culturolog.ru//images/stories/silver1.jpg) | «Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книжки ты в детстве читал». Владимир Высоцкий |
| Наверх | | | АвторДубина Л.В. | ![Вазописец Дурис, изображение на краснофигурной вазе, V в. до Р.Х., Античное собрание (Берлин) Дурис Учитель письма античная ваза](https://culturolog.ru//images/stories/2017/antichnoe_pismo.jpg) | Статья посвящена исследованию влияния современных средств коммуникации на развитие русского языка. Явления, наблюдаемые в речи пользователей Интернета, рассматриваются в контексте двух противоположных и взаимосвязанных тенденций – к формализации и деформализации общения. |
| Наверх | | | ![Иероним Босх. Фрагмент картины «Несение креста», 1490-1500 Иероним Босх. Фрагмент картины Несение креста, 1490-1500](https://culturolog.ru//images/stories/2018/hieronymus_bosch_fragment.jpg) | Грязная брань – практически «норма» современной жизни. Что такое мат? Почему он табуирован в обществе, думающем о своем настоящем и будущем? Что означает матерщина из глоток подростков и девушек?..
|
| Наверх | | | АвторИльин И.П. | ![Сальвадор Дали "Автопортрет", ок. 1921 Сальвадор Дали Автопортрет](https://culturolog.ru//images/stories/2012/dali_avt.jpg) | [При анализе постмодернистской литературы обычно] остается открытым вопрос: что же является связующим центром подобного фрагментированного повествования, что превращает столь разрозненный и гетерогенный материал, которым заполнено содержание типового постмодернистского романа, в нечто такое, что при всех оговорках все-таки заставляет себя воспринимать как целое? [...] В то же время не вызывает сомнения, если даже отвлечься от событийного аспекта содержания постмодернистского произведения, всегда работающего на определенный моральный урок читателю, что литературные тексты данного типа в своем подавляющем большинстве обладают единством эмоционального тона и общего впечатления. Это побуждает к поискам не только общей символической структуры, но и некого содержательного центра, выраженного и формальными средствами. |
| Наверх | | | АвторКонстантин Белов | ![Мария Сафронова. Золотые рыбки, 2016 Мария Сафронова Золотые рыбки](https://culturolog.ru//images/stories/safronova.jpg) | О современном варианте языка делового общения |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов | ![Ирик Мусин. Северное лето, 2015 Ирик Мусин. Северное лето](https://culturolog.ru//images/stories/severnoye_leto.jpg) | О ругани вообще. Природа бранных слов. Отличительные черты матерной брани. Сущность матерщины. |
| Наверх | | | АвторКонстантин Фрумкин | ![Дарья Миронова Иллюстрация к Чапаев и Пустота В. Пелевина, 2018 Дарья Миронова Иллюстрация к Чапаев и Пустота В. Пелевина](https://culturolog.ru//images/stories/pelevin.png) | Пелевин рассматривается как знаковая фигура современной эпохи. Тщетная погоня за ускользающим мирозданием. |
| Наверх | | | АвторТамара Борисова | ![Виктор Бахтин. Людоед (Иллюстрация к «Волшебнику Изумрудного города»), 1986 Виктор Бахтин. Людоед (Иллюстрация к «Волшебнику Изумрудного города»)](https://culturolog.ru//images/stories/ludoed.jpg) | Людоед - массовая культура, джентельмен - "высокое искусство". Что находят авангард и "массокульт" для себя в "высоком искусстве"? - Семиотическое исследование.
|
| Наверх | |
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 151 - 170 из 170 |
|
|
|