ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Слово (язык и литература)

Слово (язык и литература)

Всякий народ начинается с языка. Через язык происходит самоосознание, – это справедливо как для человека, так и для любого сообщества: наше понимание выражается в словах.  Большинство смыслов создаются посредством языка, а остальные благодаря языку обретают формы, в которых они могут быть переданы и усвоены.

Поэтому так важно, что происходит в языке. Понять язык – значит понять культуру, а уловив изменения языковой стихии, можно получить представление о самых главных культурных процессах.

Одним из важнейших сегментов языкового пространства является литература, которую можно интерпретировать как осознанное говорение. Литературное произведение – это авторское высказывание, и, исследуя, чем люди решили дополнить культуру, можно определить, что было для них важным и составить портрет эпохи.  Если же речь о современной литературе, то это –зеркало, доставляющее нам облик сегодняшнего дня. 


Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.

Навигация по разделу




О ничтожестве литературы русскойПечать
АвторПушкин А.С.  
Александр Добрягин. Пушкин. 1979

Это незаконченная работа 1834 года. Пушкин пытается дать очерк истории поэзии, с тем чтобы выйти на образцы современного ему стиховторного творчества. Материалом ему служит в основном французская литература. Для Пушкина очевидно, что русская поэзия не имеет такой глубокой базы, и потому неизбежно строится как подражание поэзии европейской. Отсюда и название статьи. Но какие-то выводы автору сделать не удалось. Статья обрывается, когда он хочет перейти к российким реалиям. Что, конечно, по-своему показательно. 



Наверх
 
Как писать стихиПечать
АвторАндрей Карпов  
Петр Петрович Кончаловский - Окно поэта, 1935

Несколько универсальных советов для тех, кто хочет писать качественную поэзию.

Скачать файл со статьей>>>



Наверх
 
Поэты и смерть: этапы духовной зрелостиПечать
АвторАндрей Карпов  
Эвелин де Морган - Ангел смерти, 1880

Смерть – неизбежный спутник человека. И для того, кто не прячет взгляд и не заметает проблемы под ковёр, смерть становится неизбывным вопросом, на который следует как-то ответить. А отвечаем мы своей жизнью, которая при таком ракурсе оказывается протекающей в преддверии смерти. А поэт отвечает ещё и своим творчеством – в той мере, в которой он живёт поэтическим чувством.


Наверх
 
Проблема «созидание vs разрушение» в отечественной православной публицистике (вторая половина XIX – начало XX вв.)Печать
АвторИрина Морозова  
Юрий Гершкович - Иллюстрация к роману Ф.М, Достоевского Бесы, 2017

В статье проводится тематический анализ отечественного полемического дискурса об условиях, причинах, движущих силах процессов созидания/деструкции, разрушения в культуре и обществе России пореформенного периода, получивших отражение в православной публицистике второй половины XIX – начала XX вв. 


Наверх
 
Ложь в коммуникации как нарушение прагматических правил принципа кооперацииПечать
АвторА. В. Ленец  
Рафал Олбински - Плакат к Женитьбе Фигаро (Opera Pacific) (фрагмент), 2008

В статье рассматривается ложность как нарушение основных прагматических правил речевого общения. Gриводятся примеры основных языковых маркеров, с помощью которых нарушаются категории принципа кооперации: тавто-логия, повторы, избыточность информации, ирония, метафора, литота, гипербола, подмена информации, многозначность слов и др. 


Наверх
 
Дом и дети в русской лингвокультуреПечать
АвторОльга Тиунова  
Алексей Корзухин - Возвращение из города, 1870

В статье рассматриваются примеры воплощения сращенных символов дома и детей. Изучению подвергаются мифопоэтические воззрения русского народа на детство и место детей в доме.


Наверх
 
Мельмот, бродяга мрачный» в русской литературе первой половины XIX векаПечать
АвторЕлена Браковская  
Джеймс Генри Брокас «Чарлз Роберт Мэтьюрин», 1819 /><span style=

Автор статьи анализирует процесс прямого и опосредованного влияния романа К. Р. Метьюрина “Мельмот скиталец” (1820) на русскую литературу начала XIX века. Обзор затрагивает творчество Пушкина (“Евгений Онегин”), Гоголя (повесть “Портрет”, 1834) и Н.Мельгунова (повесть “Кто он”, 1831).


Наверх
 
О переводах баллады «Ворон» Эдгара По: поэтический «турнир» К.Д. Бальмонта и В.Я. БрюсоваПечать
АвторА.А. Устиновская  
Гюстав Доре - Иллюстрация к балладе «Ворон», 1884

Э. По – американский поэт-романтик – был одним из любимейших авторов русских символистов, в частности – К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова. И Бальмонт, и Брюсов оставили нам свои варианты перевода баллады Э. По . Художественный перевод этой баллады стал для русских поэтов-символистов своего рода поэтическим состязанием. 


Наверх
 
«Росс и мнением и делом…»: Михаил Васильевич Ломоносов как герой национальной мифологииПечать
АвторНаталья Карташева  
Леонид Семёнович Миропольский. «Портрет М.В. Ломоносова», 1787

В статье на примере сформировавшегося в русской культуре образа М.В. Ломоносова рассматривается один из элементов национальной мифологии. Национальный герой аккумулирует в себе значимые в национальной культуре ценности и воплощает стереотипные представления народа о себе самом. Морфология образа героя национальной мифологии в целом соответствует морфологии образа традиционного мифологического героя.  


Наверх
 
Цифры и буквы в человеческом сознанииПечать
АвторГ.В. Гриненко  
Рельеф с изображением писца - Деталь резьбы на стене Мастабы Ахетотепа, ок. 2494-2345 гг. до Р.Х.

Эволюция знаков письменности и чисел с семиотической точки зрения


Наверх
 
Жизнь в языковой картине мира Московской РусиПечать
АвторМаксим Шишков  
Владимир Аралов - Храм Василия Блаженного, 1939

Взаимодействие обиходно-бытового и религиозного представлений.


Наверх
 
Презумпция православной семантики в интерпретации текстов русской словесностиПечать
АвторА.С. Серопян  
Дмитрий Титов - Пушкин в монастыре, 1969

Автор подчеркивает, что текстовое пространство в русском языке правильнее мыслить как словесность, а не литературу. И культурной основой русской словестности является семантика Православия. Только с такой позиции и следует подходить, например, к преподаванию литературы в школе. 


Наверх
 
Книга в культуре православного славянстваПечать
АвторЛюбовь Левшун, д-р филол. наук, проф.  
Клавдий Лебедев - Монах за книгой, 1898

В статье на материале средневековой книжности slavia orthodoxa реконструируются смысл понятия «книги» в кирилло-мефодиевской традиции и рассматриваются причины и последствия постепенного угасания этой традиции в художественной литературе нового и новейшего времени. 


Наверх
 
Достоевский о живописи и живопись ДостоевскогоПечать
АвторМихаил Герман  
Владимир Семенов. Ф.М.Достоевский - портрет на фоне города, 1971
Доклад М. Ю. Германа, прочитанный 10 ноября 1997 г. на Международной конференции «Достоевский и мировая культура» в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского.
 
Михаил Юрьевич Герман (1933-2018) - известный петербургский историк искусства, литератор, профессор, доктор искусствоведения.


Наверх
 
О церковнославянском языкеПечать
АвторВалентина Ветловская  
Создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки. Миниатюра Радзивилловской летописи, кон. XV в.

Роль церковнославянского языка в русской культуре совершенно особенная. Именно этот язык, ставший языком богопознания, позволил нашему народу подняться над земным горизонтом, в который мы неизбежно упираемся, утрачивая свои духовные корни. 

 


Наверх
 
Структуры художественного вымыслаПечать
АвторАндрей Карпов  
Иван Крамской Женский портрет

Мы тратим своё реальное время на вымышленные истории. Почему? Чем нам интересен художественный вымысел? Что за истории люди рассказывают друг другу на протяжении многих веков? 


Наверх
 
Языковое сознание и самосознание личности в народной культуреПечать
АвторС.Е. Никитина  
Василий Максимов Бабушкины сказки

Мы выражаем себя в языке. "Мы"  это не только каждый из нас в отдельности, но и все вместе, т.е. множество, составляющее народ. И устная речь тут имеет определенное преимущество перед письменной  она более живая, а потому более чуткая. Автор занимается разработкой понятия языкового сознания на материале фольклора. 


Наверх
 
Повседневность и литератураПечать
АвторТ.Г. Струкова  
Автобусная остановка Макс Гинзбург

Что мы понимаем под повседневностью? Как понятие повседневности отразилось в мировой литературе? 



Наверх
 
Цивилизация: эволюция слова и группы идейПечать
АвторЛюсьен Февр  
Хусепе де Рибера Аллегория история

Автор - один и основателей журнала «Анналы экономической и социальной истории», вокруг которого сложилась школа, изменившая отношение историка к изучаемому предмету. Сторонники данного подхода считали, что для объяснения событий необходимо понять образ мысли участвовавших в них людей, реконструировать мышление человека интересующей нас эпохи.

Данная статься увидела свет в 1930 году.  

 


Наверх
 
Экзистенциальная боль русской литературыПечать
АвторВиктор Аксючиц  
Владимир Россинский Портрет И.А. Бунина, 1915

Российское общественное мнение начиная с XIX века судит о национальном характере русского народа не по реальной истории, а по художественной литературе и публицистике. Общепринятым стало мнение, что герои русской литературы выражают типы национального характера. Причины этого кроются и в самоощущении литераторов, и в общественном мнении. У художественной литературы свои творческие задачи, не совпадающие с потребностями изображения «реальной» жизни. Однако это не мешало самим писателям полагать, что они изображают вполне «реальную» жизнь. С другой стороны, общество было образовано в традиции культуры «русского» Запада, поэтому могло судить о российской истории и национальном характере через призму своих иллюзий и мифов.


Наверх
 
«Мудрые мысли» Ларошфуко и афоризм сегодняПечать
АвторЕкатерина Ракитина  
Шассерио. Франсуа VI, герцог де Ларошфуко (1836, Версаль, Национальный музей)

Немного истории, немного цитат и несколько мыслей о нашей повседневности. 


Наверх
 
Развитие значений словаПечать
АвторЮрий Откупщиков  
Художник Сергей Андрияка Картина Натюрморт со старинными книгами

Данный материал представляет собой главу из книги К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.

Скачать книгу полностью можно, перейдя по этой ссылке>>> 


Наверх
 
Нищета и блеск переводаПечать
АвторХосе Ортега-и-Гассет  
Хоакин Соролья (Соройя) Портрет Хосе Ортеги-и-Гассета, 1918

Эссе известного испанского философа Хосе Ортега‑и‑Гассета (1883–1955) написано в 1930 г.


Наверх
 
Пьеро Каццола: Итальянский адвокат русской литературыПечать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
Пьеро Каццола

В декабре 2016 года выдающемуся учёному с мировым именем Пьеро Каццоле (1921–2015) исполнилось бы 95 лет. 


Наверх
 
Что такое художественная литература, и можно ли православным её читать?Печать
АвторАндрей Карпов  
Иван Пелевин Дедушка глуховат

В последнее время в православной среде проявилась тенденция, отрицающая пользу чтения художественной литературы. При этом под огонь критики попадает не бульварное чтиво, а классика, составляющая фундамент нашей национальной кльтуры, в частности, такие авторы, как Пушкин и Достоевский. Подобную направленность имеют, например, статьи священника Георгия Селина "Наш паровоз, вперёд лети! В коммуне остановка... "  и Алексадра Буздалова "Пророчества Достоевского: мифы и реальность", опубликованные на Русской народной линии. Желание отбросить светскую культуру как избыточный и даже вредный для православного сознанияэ лемент  встрчалось и ранее. Так что тенденция эта не нова. Время от времени она всплывает в истории. И определённые основания у неё есть. Но всё же Пушкина и Достоевского жалко: если мы от них откажемся, то с чем останемся? Можно ли обойтись вообще без художественной литературы? Этот вопрос нуждается в рассмотрении. 


Наверх
 
<< [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая > [Последняя] >>
Результаты 1 - 25 из 173

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение