Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
Слово (язык и литература)
Всякий народ начинается с языка. Через язык происходит самоосознание, – это справедливо как для человека, так и для любого сообщества: наше понимание выражается в словах. Большинство смыслов создаются посредством языка, а остальные благодаря языку обретают формы, в которых они могут быть переданы и усвоены.
Поэтому так важно, что происходит в языке. Понять язык – значит понять культуру, а уловив изменения языковой стихии, можно получить представление о самых главных культурных процессах.
Одним из важнейших сегментов языкового пространства является литература, которую можно интерпретировать как осознанное говорение. Литературное произведение – это авторское высказывание, и, исследуя, чем люди решили дополнить культуру, можно определить, что было для них важным и составить портрет эпохи. Если же речь о современной литературе, то это –зеркало, доставляющее нам облик сегодняшнего дня.
Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.
|
| | АвторУорф Бенджамен Л. |  | Работа опубликована в посмертном издании 1956 г. Русская публикация в 1960 г. (в сборнике "Новое в лингвистике", вып. 1). Уорф считается одним из основателей (наряду с Э. Сепиром) гипотезы лингвистической относительности, согласно которой языковые формы формируют мировосприятие человека. В настоящее время эта гипотеза не является популярной, однако работа Уорфа несмомненно интересна как иллюстративный материал взаимосвязей языковых явлений и культуры в широком понимании этого слова. |
| Наверх | | | АвторАндрей Карпов |  | Что в наше мыышление попадает извне, да еще так, что мы этого не замечаем? Как часто мы следуем встроенным в нас схемам, думая при этом, что мы действительно мыслим? |
| Наверх | | | АвторЕфим Курганов |  | Это глава из книги «Анекдот как жанр» (более поздняя редакция книги называется «Анекдот как жанр русской словесности»). Мы помещаем эту главку в раздел «Литература XIX-го века», так как она посвящена в основном Ивану Андреевичу Крылову. По мнению автора талант Крылова был особенный – он чувствовал жанр басни в его изначальной, природной специфике, отвечая басней на ситуацию (таким образом автор получает иллюстрацию к тезису о близости басни к анекдоту). |
| Наверх | | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. |  | Очерк жизни и творчества А.Н. Островского. Александр
Николаевич Островский (1823–1886) – прославленный драматург, создатель русского
национального театра. «Русский Шекспир» – так называли Островского современники, подчёркивая мировой масштаб его таланта. |
| Наверх | | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол. наук, проф. |  | Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878) оставил нам замечательное художественное наследие, имеющее не только литературную ценность, но и поразительную историческую достоверность. Некрасовское лиро-эпическое творчество при всём его эстетическом своеобразии носит характер уникального документа. |
| Наверх | | | АвторМ. Б. Лоскутникова |  | Ирония в романе используется и в качестве стилистического приёма, и в качестве модуса. С помощью иронии автор передаёт как комическое (в юмористической и сатирической его формах), так и
драматическое и даже трагическое. |
| Наверх | | | АвторВладимир Соловьев |  | Тексты Н. М. Карамзина во всей сложности их реального функционирования предстают как интересный культурный дискурс. Отношения между автором, текстом и читателем не линейны и выстраиваются как сложная комбинация классического повествования и множественности его интерпретаций, допускающая выход в другие тексты, открывающая доступ к разным смыслам, культурным кодам, знакам, символам, внутри- и межтекстовым-интертекстуальным связям, контекстам и сопутствующим значениям основных языковых единиц. |
| Наверх | | | АвторА. Ю. Нилова |  | Поэт воспринимает мотивы и образы древнегреческой лирики через посредство европейской и русской литературы, трансформирует общекультурные топосы в соответствии со своим стилем и видением мира, подчас приближаясь к греческому оригиналу значительно ближе, чем тексты-посредники. |
| Наверх | | | АвторКарине Алавердян |  | В «Анне Карениной» много ситуаций, когда коммуникация срывается из-за несознательной лжи (или притворства) или из-за нежелания одного из ее участников понять другого. Автор в настоящей работе пытается разобраться, какова функция этих ситуаций понимания/непонимания в повествовательной системе романа. |
| Наверх | | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. |  | Афанасий Афанасиевич Фет (1820–1892), подобно Пушкину, приходит к нам со своими стихами ещё в раннем детстве и затем сопровождает всю жизнь. |
| Наверх | | | АвторДергачева И.В., Дергачев В.В., |  | В статье рассматривается полемический дискурс А.С. Норова, героя войны 1812 года, который он ведет с Л.Н. Толстым с точки зрения непосредственного участника сражений с Наполеоном. Анализируя описание событий Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», А.С. Норов противопоставляет их описанию, выполненному героем войны 1812 г. Ермоловым. Авторы статьи высказывают предположение, что полемика А.С. Норова с точкой зрения Л.Н. Толстого на движущие силы в войне 1812 года не была бы столь острой, если ее рассматривать в категориях литературоведения, как полемический дискурс произведения с художественным вымыслом (роман Л.Н. Толстого) с произведением документальным, где вымысел исключается (произведения А.С. Норова). |
| Наверх | | | АвторЕкатерина Иванова |  | В статье рассматриваются духовные смыслы «Вечернего
звона», известного стихотворения русского поэта-романтика И. И. Козлова,
продолжающие органично бытовать в русской художественной культуре, – в разных
формах и проявлениях последней, не только словесно-музыкальном, но и хореографическом
искусстве. Текст стихотворения>>> |
| Наверх | | | АвторПавел Иванов |  | В статье рассматривается образ сада в пространственной картине мира А.С. Пушкина. Представлен мифопоэтический уровень ряда лирических текстов Южного периода, содержащих описания и упоминания садов. Мифопоэтическое содержание образа сада соотнесено с архетипическими смыслами, библейской картиной мира, художественной символикой эпохи романтизма. |
| Наверх | | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол. наук, проф. |  | «И в любви жизнь и смерть...» |
| Наверх | | | АвторВалерий Волков, д-р филол. наук, проф. |  | Для адекватного восприятия, понимания и интерпретации
лирики П. А. Вяземского – одной из значимых фигур «золотого века» русской
поэзии – необходимо специальное внимание к значениям и контекстуальным смыслам
полисемантичных лексем и словосочетаний. Задача статьи – установить
контекстуальные смыслы лексемы "запоздалый",
которые частично носят идеологический характер, а частично объясняются
своеобразием жизненной позиции и самосознания лирического героя. |
| Наверх | | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. |  | В январе 2020 года отмечается 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860–1904) – замечательного русского классика, в личности которого добропорядоч¬ность, мягкость и деликатность сочетались с мужеством и силой воли. |
| Наверх | | | АвторА.Г. Кулыгина |  | Портрет как часть художественной композиции и метод освоения внутренней жизни героев. |
| Наверх | | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. |  | Николай Семёнович Лесков создал рассказ (1887) специально к святкам. |
| Наверх | | | АвторВ.Ф. Стенина |  | Философия и психология творчества. В статье расспатривается эпистолярий писателя, понимаемый как проза, созданная на грани документального и художественного жанра и дающая ключ к пониманию мира писателя. |
| Наверх | | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. |  | О христианском звучании дара Пушкина |
| Наверх | | | АвторЮхнова И.С. |  | Монастыри всегда занимали особое место в духовной жизни России не только потому, что были местом святой отшельнической жизни, куда человек удалялся для того, чтобы служить высшей карающей и всепрощающей силе – Богу, но прежде всего потому, что они были центрами духовности (все русские искусства пошли из монастырей) и мощными интеллектуальными центрами, где создавались книги как для церковных надобностей, так и обращенные к мирянам, но побуждающие их жить по заветам Бога. |
| Наверх | | | АвторИ. Муллер де Морогуес |  | Семантическая перекличка между евангельскими образами и персонажами Н.С. Лескова |
| Наверх | | | АвторЛ.Г. Панин |  | История литературных языков многих народов донесла имена их
создателей. Каждый из этих создателей знаменует собой вершину культурного
развития народа. Как правило, в истории литературных языков у каждого народа
одно «звездное» имя: Данте, Шекспир, Гете и т.д. История русского литературного
языка сложилась так, что в ней было две «звездных» вершины - ярких и вместе с
тем переломных, определивших развитие языка. Первая связана с просветительской
деятельностью святых Кирилла и Мефодия, вторая - с творчеством А.С. Пушкина. |
| Наверх | | | АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф. |  | Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1861) – одно из вершинных достижений отечественной классики. Его внутренний свет не потускнел под налётом хрестоматийно-школьного глянца и вульгарно-идеологических трактовок, в том числе и режиссёрско-постановочных. Несмотря на кажущуюся доскональную изученность, вот уже более чем полтора века не угасает стремление к постижению бесконечно богатого образного мира романа; не прекращаются попытки проникнуть в его «святая святых». |
| Наверх | | | АвторНиколай
Головкин |  | Многие
строки Тютчева стали крылатыми. Современник многих войн и социальных
потрясений, он воспринимает своё время как «минуты роковые», канун великих
событий. Самое известное его четверостишие написано в 1866 году: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить. |
| Наверх | |
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 51 - 75 из 174 |
|
|
|