ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Слово (язык и литература)

Слово (язык и литература)

Всякий народ начинается с языка. Через язык происходит самоосознание, – это справедливо как для человека, так и для любого сообщества: наше понимание выражается в словах.  Большинство смыслов создаются посредством языка, а остальные благодаря языку обретают формы, в которых они могут быть переданы и усвоены.

Поэтому так важно, что происходит в языке. Понять язык – значит понять культуру, а уловив изменения языковой стихии, можно получить представление о самых главных культурных процессах.

Одним из важнейших сегментов языкового пространства является литература, которую можно интерпретировать как осознанное говорение. Литературное произведение – это авторское высказывание, и, исследуя, чем люди решили дополнить культуру, можно определить, что было для них важным и составить портрет эпохи.  Если же речь о современной литературе, то это –зеркало, доставляющее нам облик сегодняшнего дня. 


Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.

Навигация по разделу




Отношение норм мышления и поведения к языкуПечать
АвторУорф Бенджамен Л.  
uorf.jpg

Работа опубликована в посмертном издании  1956 г. Русская публикация в 1960 г. (в сборнике "Новое в лингвистике", вып. 1).  Уорф считается одним из основателей (наряду с Э. Сепиром) гипотезы лингвистической относительности, согласно которой языковые формы формируют мировосприятие человека. В настоящее время эта гипотеза не является популярной, однако работа Уорфа несмомненно интересна как иллюстративный материал взаимосвязей языковых явлений и культуры в широком понимании этого слова.


Наверх
 
Чужие мыслиПечать
АвторАндрей Карпов  
Роберт Миф О чем задумался, Колян?

Что в наше мыышление попадает извне, да еще так, что мы этого не замечаем? Как часто мы следуем встроенным в нас схемам, думая при этом, что мы действительно мыслим?


Наверх
 
Анекдот, сказка и басняПечать
АвторЕфим Курганов  
Карл Брюллов Портрет И.А. Крылова, 1839

Это глава из книги «Анекдот как жанр» (более поздняя редакция книги называется «Анекдот как жанр русской словесности»). Мы помещаем эту главку в раздел «Литература XIX-го века», так как она посвящена в основном Ивану Андреевичу Крылову. По мнению автора талант Крылова был особенный – он чувствовал жанр басни в его изначальной, природной специфике, отвечая басней на ситуацию (таким образом автор получает иллюстрацию к тезису о близости басни к анекдоту). 


Наверх
 
Сказать всю правду о закабалённой России…Печать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
Василий Перов - Портрет А.Н. Островского 1871

Очерк жизни и творчества А.Н. Островского.

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – прославленный драматург, создатель русского национального театра. «Русский Шекспир» – так называли Островского современники, подчёркивая мировой масштаб его таланта. 


Наверх
 
«Много правды горькой и простой…»Печать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол. наук, проф.  
Иван Крамской Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова, 1877

 

 

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова

 

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878) оставил нам замечательное художественное наследие, имеющее не только литературную ценность, но и поразительную историческую достоверность. Некрасовское лиро-эпическое творчество при всём его эстетическом своеобразии носит характер уникального документа.  


Наверх
 
Ирония в романе И. А. Гончарова «Обломов»Печать
АвторМ. Б. Лоскутникова  
Т. В. Прибыловская. Обломов на диване, 1988

Ирония в романе используется и в качестве стилистического приёма, и в качестве модуса. С помощью иронии автор передаёт как комическое (в юмористической и сатирической его формах), так и драматическое и даже трагическое.


Наверх
 
Культурный дискурс в творческом наследии Н.М. КарамзинаПечать
АвторВладимир Соловьев  
Портрет Н.М, Карамзина - В.А, Тропинин, 1818

Тексты Н. М. Карамзина во всей сложности их реального функционирования предстают как интересный культурный дискурс. Отношения между автором, текстом и читателем не линейны и выстраиваются как сложная комбинация классического повествования и множественности его интерпретаций, допускающая выход в другие тексты, открывающая доступ к разным смыслам, культурным кодам, знакам, символам, внутри- и межтекстовым-интертекстуальным связям, контекстам и сопутствующим значениям основных языковых единиц.


Наверх
 
Греческая лирика в творчестве М.Ю. ЛермонтоваПечать
АвторА. Ю. Нилова  
Архип Куинджи - Дарьяльское ущелье. Лунная ночь, 1890-1895 гг.

Поэт воспринимает мотивы и образы древнегреческой лирики через посредство европейской и русской литературы, трансформирует общекультурные топосы в соответствии со своим стилем и видением мира, подчас приближаясь к греческому оригиналу значительно ближе, чем тексты-посредники.


Наверх
 
Проблема коммуникации в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»Печать
АвторКарине Алавердян  
Хелен Мейсон Гроз
- Ссора Анны и Каренина. Иллюстрация к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1919

В «Анне Карениной» много ситуаций, когда коммуникация срывается из-за несознательной лжи (или притворства) или из-за нежелания одного из ее участников понять другого. Автор в настоящей работе пытается разобраться, какова функция этих ситуаций понимания/непонимания в повествовательной системе романа.


Наверх
 
«Одной волной подняться в жизнь иную ...» Очерк творчества Афанасия ФетаПечать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
Афанасий Афанасьевич Фет - Фотография ателье Тулинова (1861-63 гг.)

Афанасий Афанасиевич Фет (1820–1892), подобно Пушкину, приходит к нам со своими стихами ещё в раннем детстве и затем сопровождает всю жизнь.


Наверх
 
Художественный вымысел в описании реальной войны: за что А.С. Норов критиковал Л.Н. ТолстогоПечать
АвторДергачева И.В., Дергачев В.В.,  
Александр Апсит - Кутузов в окружении штаба, иллютрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир» , нач. XX в.

В статье рассматривается полемический дискурс А.С. Норова, героя войны 1812 года, который он ведет с Л.Н. Толстым с точки зрения непосредственного участника сражений с Наполеоном. Анализируя описание событий Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», А.С. Норов противопоставляет их описанию, выполненному героем войны 1812 г. Ермоловым. Авторы статьи высказывают предположение, что полемика А.С. Норова с точкой зрения Л.Н. Толстого на движущие силы в войне 1812 года не была бы столь острой, если ее рассматривать в категориях литературоведения, как полемический дискурс произведения с художественным вымыслом (роман Л.Н. Толстого) с произведением документальным, где вымысел исключается (произведения А.С. Норова).


Наверх
 
Стихотворение И.И. Козлова «Вечерний звон» в русской художественной культуреПечать
АвторЕкатерина Иванова  
Исаак Левитан - Вечерний звон, 1892

В статье рассматриваются духовные смыслы «Вечернего звона», известного стихотворения русского поэта-романтика И. И. Козлова, продолжающие органично бытовать в русской художественной культуре, – в разных формах и проявлениях последней, не только словесно-музыкальном, но и хореографическом искусстве.  

Текст стихотворения>>>


Наверх
 
Мифологема "райского сада" в пространственной картине мира А.С. ПушкинаПечать
АвторПавел Иванов  
Валентин Серов - Пушкин на садовой скамье, 1899

В статье рассматривается образ сада в пространственной картине мира А.С. Пушкина. Представлен мифопоэтический уровень ряда лирических текстов Южного периода, содержащих описания и упоминания садов. Мифопоэтическое содержание образа сада соотнесено с архетипическими смыслами, библейской картиной мира, художественной символикой эпохи романтизма.  


Наверх
 
О романе И. С. Тургенева «Накануне»Печать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол. наук, проф.  
Владимир Панов -Иллюстрация к роману И. С. Тургенева «Накануне», 1977

«И в любви жизнь и смерть...»

Теги:   Литература


Наверх
 
П. А. Вяземский: «запоздалый» или опередивший?Печать
АвторВалерий Волков, д-р филол. наук, проф.  
Князь П.А. Вяземский - Из Альбома фотографический портретов Августейших особ и лиц, известных в России, февраль, №2, 1965

Для адекватного восприятия, понимания и интерпретации лирики П. А. Вяземского – одной из значимых фигур «золотого века» русской поэзии – необходимо специальное внимание к значениям и контекстуальным смыслам полисемантичных лексем и словосочетаний. Задача статьи – установить контекстуальные смыслы лексемы "запоздалый", которые частично носят идеологический характер, а частично объясняются своеобразием жизненной позиции и самосознания лирического героя.  


Наверх
 
«В Божьем мире правда есть и будет…»Печать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
Николай Панов. Портрет А.П. Чехов

В январе 2020 года отмечается 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860–1904) – замечательного русского классика, в личности которого добропорядоч¬ность, мягкость и деликатность сочетались с мужеством и силой воли. 


Наверх
 
Своеобразие портретов героев «Повестей Белкина» А.С. ПушкинаПечать
АвторА.Г. Кулыгина  
Юрий Чистяков. Иллюстрации к повести «Выстрел»

Портрет как часть художественной композиции и метод освоения внутренней жизни героев. 

 


Наверх
 
«Грабёж» Н.С. Лескова – «драмокомедия» российской жизниПечать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
Илья Глазунов. Купеческий сын (Иллюстрация к рассказу Н.С. Лескова «Грабёж»), 1973

Николай Семёнович Лесков создал рассказ  (1887) специально к святкам.  


Наверх
 
Время в письмах А. П. ЧеховаПечать
АвторВ.Ф. Стенина  
Валентина Цветкова. Портрет А.П. Чехова.

Философия и психология творчества.

В статье расспатривается эпистолярий писателя, понимаемый как проза, созданная на грани документального и художественного жанра и дающая ключ к пониманию мира писателя.

 


Наверх
 
А.С. Пушкин: В пламени Божественной любви…Печать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
Петр Соколов Портрет А.С. Пушкина, 1836

О христианском звучании дара Пушкина


Наверх
 
Образ монастыря в творчестве М.Ю. ЛермонтоваПечать
АвторЮхнова И.С.  
Герман Травников. Горицкий монастырь

Монастыри всегда занимали особое место в духовной жизни России не только потому, что были местом святой отшельнической жизни, куда человек удалялся для того, чтобы служить высшей карающей и всепрощающей силе – Богу, но прежде всего потому, что они были центрами духовности (все русские искусства пошли из монастырей) и мощными интеллектуальными центрами, где создавались книги как для церковных надобностей, так и обращенные к мирянам, но побуждающие их жить по заветам Бога.


Наверх
 
Марфа и Мария. Образ идеальной женщины в творчестве ЛесковаПечать
АвторИ. Муллер де Морогуес  
Генрих Семирадский Христос у Марфы и Марии

Семантическая перекличка между евангельскими образами и персонажами Н.С. Лескова


Наверх
 
А.С. Пушкин и церковнославянский языкПечать
АвторЛ.Г. Панин  
Николай Репин Пушкин. Вечер

История литературных языков многих народов донесла имена их создателей. Каждый из этих создателей знаменует собой вершину культурного развития народа. Как правило, в истории литературных языков у каждого народа одно «звездное» имя: Данте, Шекспир, Гете и т.д. История русского литературного языка сложилась так, что в ней было две «звездных» вершины - ярких и вместе с тем переломных, определивших развитие языка. Первая связана с просветительской деятельностью святых Кирилла и Мефодия, вторая - с творчеством А.С. Пушкина. 


Наверх
 
Молитвы, слёзы и любовь: роман «Отцы и дети»Печать
АвторАлла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.  
Фотография М.М. Панова. И.С. Тургенев. Москва. 1867.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»  (1861) – одно из вершинных достижений отечественной классики. Его внутренний свет не потускнел под налётом хрестоматийно-школьного глянца и вульгарно-идеологических трактовок, в том числе и режиссёрско-постановочных. Несмотря на  кажущуюся доскональную изученность, вот уже более чем полтора века не угасает стремление к постижению бесконечно богатого образного мира романа; не прекращаются попытки проникнуть в его «святая святых».


Наверх
 
«Томов премногих тяжелей...»Печать
АвторНиколай Головкин  
Неизвестный художник (монограммист А.Е.) Федор Тютчев, 1825

Многие строки Тютчева стали крылатыми. Современник многих войн и социальных потрясений, он воспринимает своё время как «минуты роковые», канун великих событий. Самое известное его четверостишие написано в 1866 году: 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.


Наверх
 
<< [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая > [Последняя] >>
Результаты 51 - 75 из 173

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение